Великий понедельник. Библейские чтения и основные песнопения

Вел.понедельник

В течение всей Страстной седмицы мы будем публиковать библейские чтения каждого дня на русском языке, тексты основных песнопений, а также каноны повечерия, написанные прп. Андреем Критским. Обычно в приходских храмах они не взучат, но по своему содержанию прекрасно передают литургическую тему каждого дня, так что их можно читать дома в составе молитвенного правила. Читаются они накануне вечером, т.е. канон понедельника - в воскресенье вечером, канон вторника - в понедельник перед сном и т.д., но можно делать это и с утра. 

 

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

На утрени – Евангелие от Матфея (Мф. 21:18–43)

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете т?, чт? сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, пол?чите.

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

А к?к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал т? же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

На 6-м часе – книга пророка Иезекииля (Иез. 1:1–20)

И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии. В пятый день месяца (это был пятый год от пленения царя Иоакима), было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре; и была на нем там рука Господня. И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах.

На вечерне – книга Исход (Исх. 1:1–20)

Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим:

Рувим, Симеон, Левий и Иуда,

Иссахар, Завулон и Вениамин,

Дан и Неффалим, Гад и Асир.

Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте. И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

Книга Иова (Иов. 1:1–12)

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.

На литургии Преждеосвященных Даров – Евангелие от Матфея (Мф. 24:3–35)

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Моли?тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам.

Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходи?те; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

ОСНОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь

Се, Жени?х гряде?т в полу?нощи, и блаже?н раб, его?же обря?щет бдя?ща, недосто?ин же па?ки, его?же обря?щет уныва?юща. Блюди? у?бо, душе? моя?, не сном отяготи?ся, да не сме?рти предана? бу?деши, и Ца?рствия вне затвори?шися, но воспряни? зову?щи: Свят, Свят, Свят еси?, Бо?же, Богоро?дицею поми?луй нас.

Кондак

Иа?ков рыда?ше Ио?сифова лише?ния, и до?блий седя?ше на колесни?це, я?ко царь почита?емь: еги?птяныни бо тогда? сласте?м не порабо?тав, воспрославля?шеся от Ве?дущаго челове?ческая сердца?, и Посыла?ющаго вене?ц нетле?нный.

Екзапостиларий

Черто?г Твой ви?жду, Спа?се мой, украше?нный, и оде?жды не и?мам, да вни?ду в онь, просвети? одея?ние души? моея?, Светода?вче, и спаси? мя.

КАНОН ПОВЕЧЕРИЯ (читается накануне, т.е. в воскресенье, вечером)

Трипеснец прп. Андреа Критскаго. Глас 8. Припев к тропарям «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песнь 1.

Ирмос: Сокруши?вшему бра?ни мы?шцею Свое?ю и прове?дшему Изра?иля сквозе? Чермно?е мо?ре пои?м Ему?, я?ко Изба?вителю на?шему Бо?гу, я?ко просла?вися.

Ио?сифово целому?дрие подража?им, ве?рнии, разуме?им Поче?тшаго челове?ческое слове?сное существо?, вся?цем хране?нием пожи?вше доброде?телию действи?тельною.

До?брых неде?лание уподо?бися смоко?внице, сего? у?бо уклони?мся, да не и?зсхнем я?коже она? тогда?, собо?рище ли?ствием покрыва?ющееся преднапису?ющая.

О?браз Влады?чень подпису?я Ио?сиф, в ров вве?ржен быва?ет, продае?тся от сро?дник, вся терпи?т приснопа?мятный, во о?браз пои?стинне Христо?в.

Смоко?вницы безпло?дствия убежа?вше, бра?тие, разуме?им о?браз, да не и?зсхнем я?коже она? тогда?, егда? возвраща?яся Человеколю?бец прии?де к ней а?лча.

Иису?с за мир тща?ся пострада?ти во?лею, и?дет со ученики? Свои?ми во град Иерусали?м к во?льней стра?сти, ю?же прии?де пострада?ти.

Прилепи?вшеся Го?сподеви вся тща?щемуся пострада?ти, гото?ви бу?дем на оплева?ние, на поруга?ния, и на уничиже?ния, я?ко да пречи?стыми Его? страстьми? спросла?вимся ве?рнии.

Страстьми? стра?сти исцеля?ет, Пострада?вый о нас, хотя? бо произво?дит, на на?ше существо? челове?ческое, животво?рная Своя? страда?ния, да мы спасе?мся.

Слава: Три безнача?льна прославля?ю, три Свя?та пою?, три соприсносу?щна во еди?ном Существе? пропове?даю: Еди?н бо во Отце?, Сы?не и Ду?се славосло?вится Бог.

И ныне, Богородичен: Жезл у?бо Моисе?ов, и жезл Ааро?нов, стра?нное претворе?ние, и па?че ума? смотре?ние име?ша. Твое? же чре?во Богороди?тельнице, рождество? обновля?ет но?вое.

Седален, глас 4.
Смоко?вницы осужде?ние да не предвари?т тя, но благи?я плоды? потщи?ся се?рдца брозда?ми душе? творцу? Твоему?, Христу?, возвести?, в покая?нии Ему? принося?щи.

Песнь 8.

Ирмос: На горе? святе?й просла?вльшася, и в купине? огне?м Присноде?вы Моисе?ови та?йну я?вльшаго, Го?спода по?йте и превозноси?те во вся ве?ки.

Целому?дрием украси?вше житие?, и му?дростию сохрани?вше ве?ру, пра?вды нра?вы взы?щем, да в му?жестве спосле?дующе, Христо?ви сраспне?мся.

Другу?ю Е?ву обре?т еги?птяныню, не победи?ся к неподо?бному дея?нию патриа?рх Ио?сиф, но ста я?коже не?кий адама?нт, от страсте?й не ят грехо?вных.

Преходя? жите?йская ше?ствия, Спа?се мой, взалка?л еси? во?лею, спасе?ния всех жела?я, сего? бо взалка?л еси?, обраще?ния от Тебе? удале?нных.

Пра?отец вкуш от дре?ва, я?ко позна?ся наг и посра?млен, ли?ствие смоко?вное взем препоя?сася, собо?рище бо обнаже?нное Христа? прообража?шеся.

Гото?вися, душе?, пре?жде исхо?да, устро?й себе? ко о?ному житию?, и Христу? тебе? ра?ди пострада?ти тща?щемуся, да тя просла?вит, потщи?ся спострада?ти, и сраспя?тися, и умре?ти.

Ка?ко не ужа?снется смерть, Спа?се мой? Ка?ко не убои?тся ад среты?й Тя, по благоизволе?нию к стра?сти тща?щагося, и о непра?ведных пра?ведна Тя зря пострада?ти прише?дша?

Ла?зарево воста?ние ви?девше иуде?и, свяще?нницы и леви?ти кля?твенное согла?сие за?вистию угото?вльше, ле?стию преда?тельства, Христа? преда?ша на смерть Пила?ту.

А?гница Твоя? и Раба? и Де?ва, к стра?сти Тя устремля?ющася ви?дящи, и ду?шу о нас полага?юща, до?браго Па?стыря, утро?бою Ма?тернею по Тебе? рыда?ше.

Благослови?м Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, Го?спода.

Троичен: Я?ко Еди?ницу Существо?м пою? Тя, / я?ко Тро?ицу Ли?цы Тя чту, / О?тче, и Сы?не, и Ду?ше Пресвяты?й, / безнача?льную держа?ву Твоего? Ца?рствия сла?влю во ве?ки.

И ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в, ами?нь.

Богородичен: Мо?лит Тя, Христе?, Богоро?дица, / мо?лит учени?к Твои?х собо?р: / Твой мир да?руй ми?рови Твоему?, / и щедро?ты Твоя? пода?ждь нам бога?тно во ве?ки.

Хва?лим, благослови?м, покланя?емся Го?сподеви, пою?ще и превознося?ще во вся ве?ки.

Ирмос: На горе? святе?й просла?вльшася:

Песнь 9.

Ирмос: Чу?жде ма?терем де?вство, и стра?нно де?вам деторожде?ние; на Тебе?, Богоро?дице, обоя? устро?ишася. Тем Тя, вся племена? земна?я, непреста?нно велича?ем.

Чу?жде есть нечести?вым целому?дрие, и стра?нно пра?ведником законопреступле?ние, Ио?сиф же вели?кий уклони?ся греха?, и целому?дрия бысть о?браз, и подо?бие вои?стинну Христо?во.

Чу?жде есть беззако?нником благозако?ние, и стра?нно неве?рным Богоразу?мие, иуде?е же сия? отри?нуша за беззако?ние. Те?мже и еди?ни са?ми насле?доваша, я?коже смоко?вница, кля?тву.

Взалка? челове?ческаго спасе?ния, хлеб сый жи?зни, Христо?с и Бог мой. Те?мже смоко?вницу предвари?в, безпло?дное собо?рище, ли?ствием обра?стшую зако?нно, я?ко ви?де, прокля?т.

Зако?нное непло?дие прокля?л еси?, я?ко ли?ствие процвета?ющее писменосе?нный ра?зум, плодо?в же дел не иму?щее за беззако?ние. Нас же всех благода?ти сыно?в, Спа?се, благослови?.

Жезл у?бо Моисе?ов дре?вле в змию?, Ааро?нов же жезл в зе?лено преложи?ся и процвете? ли?ствие; непло?дное же изсо?хшее собо?рище законопресту?пное, в непло?дную преложи?ся смоко?вницу.

Гото?ви Иуде?е свяще?нники твоя? и устро?й ру?це к богоуби?йству, се бо прии?де кро?ткий и молчали?вый на страсть, А?гнец сый и Па?стырь наш, Христо?с Царь Изра?илев.

Приими? Иуде?е Царя?, / се бо на страсть прихо?дит во?лею, да постра?ждет, и спасе?т зову?щия непреста?нно: благослове?н Гряды?й спасти? Кресто?м вся?ческая.

Обрати?л есть Иуде?е, пра?здники твоя? в плачь, Влады?ка, по проро?честву, богоуби?йца бо показа?лася еси? обра?щшаго дре?вле ка?мень, и несеко?мый во исто?чники водны?я и езе?ра, я?коже пое?т Дави?д.

Слава: Чу?жде есть беззако?нным, е?же Тя сла?вити безнача?льное Существо?, Отца?, и Сы?на, и Свята?го Ду?ха, несозда?нное вседержи?тельство, И?мже весь мир соде?лася, ма?нием Боже?ственныя держа?вы Твоея?.

И ныне: Приво?дим в моли?тву Богоро?дицу, Тоя? моли?твами и апо?стол Твои?х, о?бщники ны сотвори?, Влады?ко, благи?х Твои?х, и све?тлости сподо?би, Спа?се, Воскресе?ния Твоего?.