Великий вторник. Библейские чтения и основные песнопения

притча о 10 девах

В Великий вторник мы вспоминаем обличение Господом Иисусом Христом книжников и фарисеев, пытавшихся «уловить Его в словах» - этой теме посвящено утреннее евангельское чтение. На литургии Преждеосвященных Даров читается евангельский отрывок, содержащий рассказ Спасителя о Его Втором пришествии и кончине мира и множество притч: о верном и благоразумном рабе, о десяти девах, о талантах, овцах и козлищах.

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

На утрени – Евангелие от Матфея (Мф. 22:15 –23:39).

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

И, слыша, народ дивился учению Его. А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: чт? вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: к?к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища (повязки на лбу и на руках со словами из закона) свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вх?дите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго м?литесь: за т? примете тем б?льшее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

На 6 часе – книга пророка Иезекииля (Иез. 1:21–28)

Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому, и у каждого были два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, опускали крылья свои. И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него.

На вечерне – Исход (2:5–10)

И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Книга Иова (Иов. 1:13–22)

И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.

На литургии Преждеосвященных Даров – Евангелие от Матфея (Мф. 24:36–26:2).

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, к?к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, к?к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Кт? же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассып?л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассып?л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и т?, чт? имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.И пойдут сии в м?ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

ОСНОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь

Се, Жени?х гряде?т в полу?нощи, и блаже?н раб, его?же обря?щет бдя?ща, недосто?ин же па?ки, его?же обря?щет уныва?юща. Блюди? у?бо, душе? моя?, не сном отяготи?ся, да не сме?рти предана? бу?деши, и Ца?рствия вне затвори?шися, но воспряни? зову?щи: Свят, Свят, Свят еси?, Бо?же, Богоро?дицею поми?луй нас.

Кондак

Час, душе?, конца? помы?сливши, и посече?ния смоко?вницы убоя?вшися, да?нный тебе? тала?нт трудолю?бно де?лай, окая?нная, бо?дрствующи и зову?щи: да не пребу?дем вне черто?га Христо?ва.

Екзапостиларий

Черто?г Твой ви?жду, Спа?се мой, украше?нный, и оде?жды не и?мам, да вни?ду в онь, просвети? одея?ние души? моея?, Светода?вче, и спаси? мя.

КАНОН НА ПОВЕЧЕРИИ (читается в понедельник вечером)

Трипеснец прп. Андреа Критскаго. Глас 8. Припев к тропарям «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песнь 2.

Ирмос: Вонми?, не?бо, и возглаго?лю, / и воспою? Христа?, / от Де?вы ро?ждшагося во спасе?ние на?ше.

По?йдем со Христо?м к горе? Елео?нстей, та?йно со апо?столы соводвори?мся Ему?.

Разуме?й, смире?нное мое? се?рдце, что есть жерно?вная при?тча? О не?йже пре?жде рече? Христо?с, и истрезви?ся про?чее.

Гото?ви сама? себе?, о душе? моя?, ко исхо?ду: прише?ствие приближа?ется неумоли?маго Судии?.

Богородичен: Пречи?стая Богоро?дице Де?во, еди?на всепе?тая, Сы?на Твоего? моли? о рабе?х Твои?х.

Ин, глас тойже.

Ирмос: Ви?дите, ви?дите, / я?ко Аз есмь Бог, / дре?вле Изра?иля сквозе? Чермно?е мо?ре проведы?й, / и пита?вый, и спасы?й, / и от го?рькия рабо?ты свободи?вый фарао?новы.

Ви?дите, ви?дите, я?ко Аз есмь Бог, И?же пре?жде бытия? всех, и пре?жде сотворе?ния земли? и не?ба, вем вся, и весь сый во Отце?, и всего? ношу? в Себе?.

Сло?вом соста?вих не?бо вку?пе и зе?млю, со Отце?м бо бех, и сло?вом ношу? вся, я?ко Сло?во, му?дрость, и си?ла, и о?браз, и содействи?телен, и равноде?телен.

Кто времена? положи?? Кто ве?ки соблюда?яй? Кто вся определя?яй и совоздвиза?яй? Ра?зве Безнача?льный при?сно сый со Отце?м, я?коже заря? во све?те.

О безме?рнаго Твоего? человеколю?бия Иису?се! / Сказа?л бо еси? нам сконча?ния свы?ше вре?мя, скрыв час, уясни?в же све?тло о?бразы его?.

Вся ве?си, вся зна?еши, Иису?се, я?ко име?яй все в Себе? Оте?ческое достоя?ние Боже?ственне, и всего? Ду?ха всажде?на нося?й в себе?, соприсносу?щнаго Отцу?.

Влады?ко Го?споди, веко?в тво?рче, сподо?би и нас свяще?нный о?ный тогда? глас услы?шати, зову?щий избра?нныя Отца? в Ца?рство Небе?сное.

Слава: Безнача?льная, несозда?нная Тро?ице, неразде?льная Еди?нице, тро?е су?щая и еди?но, О?тче, Сы?не и Ду?ше, еди?ный Бо?же, приими? пе?ние от бре?нных язы?к, / я?коже от уст пла?менных.

И ныне, Богородичен: Селе?ние свято?е яви?лася еси? Де?во, Бо?жие, / в Тя бо Небе?сный Царь всели?вся пло?тию, про?йде кра?сный, челове?ка в Себе? вообрази?в Боже?ственне.

Седален, глас 2.

Милосе?рдием дви?жимь, Христе?, во?лею преды?деши страда?ти благоде?телю, хотя?й страсте?й нас изба?вити, и е?же во а?де осужде?ния. Те?мже честна?я Твоя? воспева?ем страда?ния, и сла?вим, Спа?се, кра?йнее Твое? вси схожде?ние.

Песнь 8.

Ирмос: А?нгели и небеса?, / на престо?ле сла?вы седя?щаго / и я?ко Бо?га непреста?нно сла?вимаго, / благослови?те, по?йте / и превозноси?те Его? во ве?ки.

Вся?ко слы?шала еси?, душе?, ка?ко Христо?с Боже?ственным ученико?м Свои?м провозглаша?ше, глаго?ля сконча?ние, разуме?вши же Твой коне?ц, угото?вися про?чее, вре?мя исхо?да прии?де.

Позна?ла еси?, непло?дная душе?, лука?ваго раба? при?тчу, бо?йся и не небрези? о дарова?нии, его?же прия?ла еси?, да не сокры?еши в зе?млю, но да ку?плю де?еши.

Да уясни?тся свеща?, да преизлие?тся сея? и еле?й, я?коже де?вам тогда? сострада?ние, да обря?щеши, душе? моя?, черто?г Христо?в тогда? отве?рстый.

В суббо?ту бе?гство и в зиме?, глаго?ля Учи?тель, седма?го бу?рю предгада?тельствует настоя?щаго ве?ка, в не?мже на?йдет, я?ко зима?, кончи?на.

Я?ко ско?рость мо?лнии преходя?щая, та?ко тогда? бу?дет стра?шное о?ное Влады?ки твоего? прише?ствие, душе? моя?, слы?шала еси?, гото?ва про?чее бы?ти потщи?ся.

Егда? прии?дет Судия? с ты?сящами, и тьма?ми а?нгельских чино?в и сил, тогда? кий страх, душе? моя?, / кий тре?пет, увы мне! Наги?м стоя?щим всем.

Благослови?м Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, Го?спода.

Един Бог у?бо Тро?ица, ни Отцу? изступи?вшу в сыновство?, ниже? Сы?ну премени?вшуся во исхожде?ние, но сво?йственная, и обое? Свет, Бо?га, Три сла?влю во ве?ки.

И ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в, ами?нь.

Богородичен: Моли?твами, Бо?же, Богоро?дицы, приими? моли?тву на?шу, возниспосли? же ми?лости Твоя? на вся бога?тно, и мир Твой пода?ждь лю?дем Твои?м.

Хва?лим, благослови?м, покланя?емся Го?сподеви, пою?ще и превознося?ще во вся ве?ки.

Таже ирмос: А?нгели и небеса?, на престо?ле:

Песнь 9.

Ирмос: Проявле?нное на горе? законополо?жнику во огни? и купине?, / Рождество? Присноде?вы, / в на?ше ве?рных спасе?ние, / пе?сньми немо?лчными велича?ем.

Слы?шала еси?, душе? моя?, Судии? предвозглаша?ющу, и уча?щу тя вре?мене кончи?ны, гото?ви я?же на исхо?д дела?, да не я?ко неиску?сна, Бо?га отве?ржена бу?деши.

От смоко?вницы, о душе? моя?, научи?ся кончи?ны! Егда? мла?до бу?дет ли?ствие, и прозя?бнет ве?твие, жа?твы час про?чее, и ты егда? сия? уви?диши, разуме?й, я?ко при две?рех есть.

Кто ра?зве Тебе? ины?й Твоего? зна?ет Отца?? Или? кто кроме? Тебе? весть час, или? день? У Тебе? бо сокро?вища прему?дрости вся внутрь суть, Христе? Бо?же.

Кни?ги у?бо разгну?тся тогда?, престо?лом поста?вленным, дея?ния же облича?тся, наги?м стоя?щим всем, ни свиде?телем, ни клеветнико?м прису?тствующим, обнаже?на бо вся Бо?гу.

Гряде?т всех Судия?, изведе?н бы?ти на суд, на престо?ле херуви?мсте седя?й, я?ко пови?нный предста?ти Пила?ту, и вся пострада?ти, да спасе?тся Ада?м.

Прибли?жися Па?сха нам вели?кая и Боже?ственная, по двою? бо дни?ю преднауча?ет Христо?с, страда?ния пропису?я день, во?ньже Отцу? же?ртва приведе?тся.

При Кресте? Твое?м, Спа?се, предстоя?щи Ма?ти, и Твое? непра?ведное зря?щи заколе?ние, вопия?ше: увы? Мне, Ча?до Мое?! Увы? Мне, незаходи?мый све?те! Просия?й всем, Со?лнце сла?вы, свет.

Слава: О еди?нице Свята?я, Тро?ице еди?но Божество?, и Тро?ица Еди?нице Бо?же, триипоста?сное Естество?, единоче?стная, и неразде?льная сла?во, изба?ви от бед ду?ши на?ша!

И ныне, Богородичен: Приими? Ма?терь Твою?, Христе?, в моли?тву, да моли?твами Ея? умири?ши мир, и утверди?ши ца?рствия ски?птры, и Це?ркви Твоя? совокупи?ши во еди?но.