Великая среда. Библейские чтения и основные песнопения

Предательство Иуды Дуччо

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние жены-«грешницы»[1], возлившей драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовившей Его на погребение; и преступное предательство Иуды, одного из двенадцати учеников Иисуса Христа. Этому событию посвящено евангельское чтение литургии Преждеосвященных Даров и большинство богослужебных текстов.

Также в этот день совершается последняя в году литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

На утрени – Евангелие от Иоанна (Ин. 12:17–50)

Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

На 6-м часе – Книга пророка Иезекииля (Иез. 2:3–10, 3:1–3)

И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.

И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе».

И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.

На вечерне – Исход (Исх. 2:11–22)

Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя. У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их. И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня? Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших]. Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

Книга Иова (Иов. 2:1–10)

Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].

*И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей!

//Стих 2:9 (по 2:9d) по переводу 70-ти: По многом времени сказала ему жена его: доколе ты будешь терпеть? говоря: «Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего». Ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня.

похули Бога и умри.

//По переводу 70-ти: Но скажи некое слово к Богу и умри.

Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

На литургии Преждеосвященных Даров – Евангелие от Матфея (Мф. 26:6–16)

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

ОСНОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь

Се, Жени?х гряде?т в полу?нощи, и блаже?н раб, его?же обря?щет бдя?ща, недосто?ин же па?ки, его?же обря?щет уныва?юща. Блюди? у?бо, душе? моя?, не сном отяготи?ся, да не сме?рти предана? бу?деши, и Ца?рствия вне затвори?шися, но воспряни? зову?щи: Свят, Свят, Свят еси?, Бо?же, Богоро?дицею поми?луй нас.

Кондак

Па?че блудни?цы, Бла?же, беззако?нновав, слез ту?чи ника?коже Тебе? принесо?х, но молча?нием моля?ся, припа?даю Ти, любо?вию облобыза?я пречи?стеи Твои? но?зе, я?ко да оставле?ние мне, я?ко Влады?ка, пода?си долго?в, зову?щу Ти, Спа?се: от скве?рных дел мои?х изба?ви мя.

Екзапостиларий

Черто?г Твой ви?жду, Спа?се мой, украше?нный, и оде?жды не и?мам, да вни?ду в онь, просвети? одея?ние души? моея?, Светода?вче, и спаси? мя.

Утренние стихиры на Хвалите (они же повторяются на вечерне на «Господи, воззвах»)

Удивительное раскрытие темы мы видим в этих стихирах: противопоставление искреннего покаяния жены-«грешницы» и сребролюбия, озлобления и предательства Иуды.

Тебе?, Де?выя Сы?на, блудни?ца позна?вши Бо?га, глаго?лаше, в пла?чи моля?щися, я?ко слез досто?йная соде?лавшая: разреши? долг, я?коже и аз власы?, возлюби? лю?бящую, пра?ведно ненави?димую, и близ мытаре?й Тебе? пропове?м, Благоде?телю Человеколю?бче.

Перевод: В Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: "Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!"

Многоце?нное ми?ро, блудни?ца смеси? со слеза?ми, и излия? на пречи?стеи но?зе Твои?, облобыза?ющи. О?ную а?бие оправда?л еси?, нам же проще?ние да?руй, Пострада?вый о нас, и спаси? нас.

Перевод: Драгоценное мvро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Егда? гре?шная приноша?ше ми?ро, тогда? учени?к соглаша?шеся пребеззако?нным. О?вая у?бо ра?довашеся, истоща?ющи ми?ро многоце?нное, сей же тща?шеся прода?ти Безце?ннаго. Сия? Влады?ку познава?ше, а сей от Влады?ки разлуча?шеся. Сия? свобожда?шеся, а Иу?да раб быва?ше врагу?. Лю?то есть ле?ность, ве?лие покая?ние, е?же мне да?руй, Спа?се, пострада?вый о нас, и спаси? нас.

Перевод: Когда грешница приносила мvро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя мvро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело – небрежение, великое – покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О Иу?дина окая?нства! Зря?ше блудни?цу целу?ющую стопы?, и умышля?ше ле?стию преда?ния целова?ние. О?ная власы? разреши?, а сей я?ростию вяза?шеся, нося? вме?сто ми?ра злосмра?дную зло?бу, за?висть бо не весть предпочита?ти поле?зное. О Иу?дина окая?нства! От него?же изба?ви, Бо?же, ду?ши на?ша.

Перевод: О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростью связывался, нося вместо мvра смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

КАНОН НА ПОВЕЧЕРИИ (читается во вторник вечером или в среду с утра)

Трипеснец прп. Андреа Критскаго. Глас 2. Припев к тропарям «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песнь 3.

Ирмос: Непло?дствовавший мой ум, плодоно?сен, Бо?же, покажи? ми, де?лателю до?брых, насади?телю благи?х, благоутро?бием Твои?м.

Кончи?ны вре?мя, обрати?мся про?чее, Христо?с учи?т, прии?дет бо во мгнове?нии, прии?дет и не уме?длит, суди?ти ми?ру всему?.

Внеза?пное Своего? прише?ствия Христо?с явля?я, рече?, Но?ево дре?вле ненаде?жное тле?ние, навести?ся хотя?щее земли?.

Отве?рзеся черто?г, украси?ся с ним Боже?ственный брак, Жени?х близ призыва?яй нас, угото?вимся про?чее.

Си?монов дом, невмести?маго везде?, вмести? Тя, Иису?се Царю?, и жена? гре?шная ми?ром Тя пома?за.

Благово?ния та?инственнаго испо?лнена жена?, пе?рваго изба?вися злово?ния, Спа?се, мно?гих грехо?в. Ми?ро бо источа?еши жи?зни.

Небе?сная пи?ще а?лчущим, животе? сам сый, ял еси?, Христе?, с челове?ки, проявля?я снисхожде?ние Твое?.

Неблагода?рный учени?к, отве?ргся Тебе?, Христе?, собо?рище всебеззако?нных люде?й сподвиза?ше на Тя, на преда?ние обра?щься.

Слава: Со Отце?м Тебе? Сы?ну, и Ду?ху пра?вому, еди?ному Естеству? покланя?юся и воспева?ю, Ли?цы разделя?я, и Существо?м соединя?я.

И ныне, Богородичен: Ро?ждшая Тя А?гница, Па?стыря и А?гнца, при?сно мо?лит, Иису?се Бо?же, о всех лю?дех ве?рующих в Тя.

Седален, глас 1.

Се лука?вый сове?т вои?стинну собра?ся неи?стовно, я?ко осу?жденника осуди?ти, горе? седя?щаго, я?ко Судию? всех Го?спода, ны?не собира?ется с Пила?том И?род, А?нна, вку?пе же и Каиа?фа, испыта?ти еди?наго долготерпели?ваго.

Песнь 8.

Ирмос: В купине? Моисе?ю, Де?вы чу?до, на Сина?йстей горе? Прообрази?вшаго иногда?, по?йте, благослови?те и превозноси?те во вся ве?ки.

Не неве?дый вре?мя на?шего сконча?ния, держа?й ве?ки, день о?ный не ве?дети предрече?, но преде?лы всем положи? к смиреному?дрию.

Егда? ся?деши Судие?, разлуча?яй, я?коже рекл еси?, па?стырь от ове?ц ко?злища, Спа?се, стоя?ния о?наго изба?ви нас, не лиши? же нас Боже?ственныя десни?цы Твоея?.

Ты еси? Па?сха на?ша, пожре?ный за всех, я?ко А?гнец и Же?ртва, и прегреше?ний очище?ние, и Твоя? Боже?ственныя стра?сти превозно?сим, Христе?, во вся ве?ки.

Дре?ву уподо?бися, и селу?, и хра?мине, все житие?, душе? моя?, те?мже стяжи? к Бо?гу гото?во се?рдце, да не что тле?нием пло?ти оста?виши.

Не к фарисе?ом, Спа?се, ни к Си?мону то?кмо изво?лил еси? во храм на снедь вни?ти, но уже? и мытари? вку?пе и блудни?цы, Твое? почерпа?ют милосе?рдие.

Сребролю?бие рачи?тельствуяй преда?тель Иу?да, о истощи?вшемся ми?ре печа?шеся, про?чее же о прода?нии Влады?ки, к беззако?нным прише?д о цене? согласова?ше.

О блаже?нных рук! О власо?в и усте?н целому?дренныя блудни?цы! И?миже возлия?, Спа?се, ми?ро на но?зе Твои?, отира?ющи я?, и ча?сто облобыза?ющи.

Возлежа?щу Тебе?, Сло?ве, жена? предста?вши и у ног рыда?ющи, сткля?ницу, Спа?се, истощи? ми?ра на главу? Тебе?, безсме?ртнаго ми?ра.

Благослови?м Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, Го?спода.

Со Отце?м Сы?на и Свята?го Ду?ха, Святу?ю Тро?ицу в Божестве? еди?ном сла?вим, вопию?ще: Свят, Свят, Свят еси? во ве?ки.

И ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в, ами?нь.

Богородичен: Моли?твами, Спа?се, Пречи?стыя Твоея? Ма?тере и Твои?х апо?стол, ми?лости Твоя? нам низпосли? бога?тно, и мир Твой пода?ждь лю?дем Твои?м.

Таже: Хва?лим, благослови?м, покланя?емся Го?сподеви, пою?ще и превознося?ще во вся ве?ки.

Ирмос: В купине? Моисе?ю, Де?вы чу?до:

Песнь 9.

Ирмос: Преесте?ственно пло?тию заче?ншую во чре?ве, от Отца? безле?тно предвозсия?вшее Сло?во, в пе?снех немо?лчных велича?ем, ве?рнии.

Де?лания вре?мя, спасе?ния наме?рение, тала?нт взе?мши, дре?вний о?браз, душе? моя?, купи? ве?чную жизнь.

Я?ко свещи? све?тлыя украси?вше ду?ши, Жениху? приходя?щу к нетле?нному бра?ку, пре?жде заключе?ния двере?й, вни?дем с Ним.

Показа?ти хотя?, Иису?се, преесте?ственное Твоего? смире?ния всем, ял еси? в дому? Си?монове вечеря?в, а?лчущих пи?ще.

Хлеб сый животворя?щий, снел еси? Иису?се с Си?моном фарисе?ем, да блудни?ца приобря?щет некупи?мую благода?ть Твою?, истоща?нием ми?ра.

Ру?це мои? скверна?ве, устне? блудни?чи во мне, нечи?сто мое? житие?, растле?нны у?ды, но осла?би ми и оста?ви, вопие?т блудни?ца Христу?.

Присту?пльши жена? к нога?ма Твои?ма, Спа?се, возлива?ше ми?ро, благоуха?ния исполня?ющи, и ми?ра исполня?ема дел очище?ния.

Арома?ты богате?ю, доброде?тельми же нище?тствую, я?же и?мам, Тебе? приношу?, даждь Сам, я?же и?маши, и осла?би ми и оста?ви, вопие?т блудни?ца Христу?.

Ми?ро у мене? тле?нное, ми?ро у Тебе? жи?зни, ми?ро бо Тебе? и?мя излия?нное на досто?йныя, но осла?би ми и оста?ви, вопие?т блудни?ца Христу?.

Слава: Безнача?лен еси? О?тче, несозда?нен еси? Сы?не, сопресто?лен и Ду?ше, еди?но три Естество?м и три Ли?цами, еди?н Бог и?стинный.

И ныне, Богородичен: Богоро?дице, упова?ние чту?щих Тя при?сно, не преста?й моля?щи из Тебе? Роди?вшагося, изба?вити мя бед и вся?ких искуше?ний.

Ирмос 9-я песни: Преесте?ственно пло?тию заче?ншую:



[1]«Кто была эта женщина, Евангелисты не говорят. Три женщины в разное время помазали Иисуса миром: первая — в доме Симона-фарисея, предание называет ее Марией Магдалиной, вторая — Мария, сестра Лазаря, и третья — в доме Симона-прокаженного. Иоанн Златоуст, Августин и другие полагают, что одна и та же женщина помазала Иисуса два раза, в доме Симона-фарисея и в доме Симона-прокаженного. Надо полагать, что предположение это основательно, и что женщина, явившаяся теперь в дом Симона-прокаженного, была действительно Мария Магдалина…» (Б.И. Гладков «Толкование Евангелия»)