Великий четверг. Библейские чтения и основные песнопения

Тайная вечеря чт

Великий четверг – день совершения Господом Иисусом Христом Тайной вечери, на которой Он омыл ноги Своим ученикам, а после – установил Таинство Евхаристии; день моления о чаше в Гефсиманском саду и предательства Иуды, поцелуем выдавшего своего Божественного Учителя. Эти события и составляют основное содержание богослужения Страстного четверга.

НОВОЗАВЕТНЫЕ ЧТЕНИЯ 

На утрени – Евангелие от Луки (Лк. 22:1–39)

Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться б?льшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы? и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и сум?; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

На литургии Василия Великого – 1-е послание ап. Павла к Коринфянам (1Кор. 22:23–32)

Ибо я от Самого Господа принял т?, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Составное Евангелие

Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками.

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви?? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: т?к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви?! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что т?к должно быть?

В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? чт? они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне ?зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на чт? еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

ОСНОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь

Егда? сла?внии ученицы? на умове?нии ве?чери просвеща?хуся, тогда? Иу?да злочести?вый сребролю?бием неду?говав омрача?шеся, и беззако?нным судия?м Тебе?, Пра?веднаго Судию?, предае?т. Виждь, име?ний рачи?телю, сих ра?ди удавле?ние употреби?вша! Бежи? несы?тыя души?, Учи?телю такова?я дерзну?вшия. И?же о всех благи?й, Го?споди, сла?ва Тебе?.

Кондак

Хлеб прие?м в ру?це преда?тель, сокрове?нно ты?я простира?ет, и прие?млет це?ну Созда?вшаго Свои?ма рука?ма челове?ка, и неиспра?влен пребы?сть Иу?да, раб и льстец.

Екзапостиларий

Черто?г Твой ви?жду, Спа?се мой, украше?нный, и оде?жды не и?мам, да вни?ду в онь, просвети? одея?ние души? моея?, Светода?вче, и спаси? мя.

Тропарь на литургии, вместо Херувимской песни

Ве?чери Твоея? Та?йныя днесь, Сы?не Бо?жий, прича?стника мя приими?, не бо враго?м Твои?м та?йну пове?м, ни лобза?ния Ти дам я?ко Иу?да, но я?ко разбо?йник испове?даю Тя: помяни? мя, Го?споди, во Ца?рствии Твое?м.

Задостойник

Стра?нствия (гостеприимства – прим.) Влады?чня, и безсме?ртныя Трапе?зы на го?рнем ме?сте высо?кими умы?, ве?рнии, прииди?те, наслади?мся, возше?дша Сло?ва, от Сло?ва научи?вшеся, Его?же велича?ем.

КАНОН ПОВЕЧЕРИЯ (читается в среду вечером или четверг утром)

Трипеснец Великаго Четвертка прп. Андрея Критского.

Глас 6. Песнь 4.

Ирмос: Услы?ша проро?к прише?ствие Твое?, Го?споди, и убоя?ся, я?ко хо?щеши от Де?вы роди?тися и челове?ком яви?тися, и глаго?лаше: услы?шах слух Твой и убоя?хся, сла?ва си?ле Твое?й, Го?споди.

Го?рница по?стланая, прия?т Тя, Созда?теля и стаи?нники, и та?мо Па?сху сконча?л еси?, и та?мо соде?лал еси? та?инства, та?мо бо двема? по?сланома ны?не ученико?ма Твои?ма, Па?сха угото?вася Тебе?.

Иди?те ко о?нсице, вся ве?дый предглаго?лет апо?столом, и блаже?н есть, и?же мо?жет ве?рно прия?ти Го?спода, го?рницу у?бо се?рдце предугото?вав, и ве?черю благоче?стие.

Нрав сребролю?бия, и о?браз твой безу?мия испо?лнь несмы?сленный Иу?до, вве?рен бо быв еди?н то?кмо ковче?жцу, вся?ко не преклони?лся еси? к милосе?рдию, но заключи?л еси? жесто?каго твоего? се?рдца утро?бу, преда?в еди?наго Благоутро?бнаго.

Нрав богоуби?йц прода?нию сребролю?бца смеси?выйся: ов у?бо ко убие?нию вооружи?вся, ов же к сре?бреннком устремля?шеся, удавле?нием бо тогда? предразсуди?в покая?ние зле, е?же жи?ти лиши?ся.

Лобыза?ние испо?лнено льсти, е?же ра?дуйся, со ору?жием, льсти?вый Иу?до, язы?ком у?бо провещава?еши я?же к соедине?нию, нра?вом же помава?еши к разстоя?нию, преда?ти бо беззако?нником Благоде?теля ле?стне поучи?лся еси?.

Лобыза?еши и продае?ши Иу?до, целу?еши и не стыди?шися, ле?стию притеки?й. Кто ненави?дя лобыза?ет треокая?нне? Кто любя? продае?т на цене?? Лобыза?ние твоего? безсту?днаго злосове?тия облича?ет произволе?ние.

Слава: Неразде?льное Существо?м, несли?тное Ли?цы, богосло?влю Тя, Тро?ическое еди?но Божество?, я?ко единоца?рственное и сопресто?льное, вопию? Тебе? песнь вели?кую, в вы?шних трегу?бо песносло?вимую.

И ныне, Богородичен: Зача?тие па?че сло?ва, рождество? Твое? па?че естества?, Богороди?тельнице, о?во у?бо от Ду?ха без се?мене, о?во же зако?нов естества? тая?щееся, я?ко нетле?нно, и па?че естества? вся?каго рожде?ния, Бог бо ражда?емое.

Седален, глас 4.

Яды?й, Влады?ко, со ученики? Твои?ми, та?инственно яви?л еси? всесвято?е Твое? заколе?ние, и?мже тли изба?вихомся, честна?я Твоя? почита?ющии страда?ния.

Песнь 8.

Ирмос: Его?же во?инства Небе?сная сла?вят, и трепе?щут Херуви?ми и Серафи?ми, вся?ко дыха?ние и тварь, по?йте, благослови?те и превозноси?те во вся ве?ки.

Зако?нное сконча?в повеле?ние, скрижа?ли зако?нныя Написа?вый в Сина?и, снеде? у?бо Па?сху дре?внюю и сено?вную, бысть же Па?сха та?йная и живоже?ртвенная.

От ве?ка сокрове?нную, Христе?, прему?дрость тайноводя?, показа?л еси? ку?пно всем апо?столом, Спа?се, на ве?чери, ю?же Це?рквам преда?ша богоно?снии.

Еди?н от вас ле?стию преда?ст Мя, евре?ем прода?в в нощь сию?, сие? Христо?с возопи?в смуща?ше дру?ги, тогда? еди?н ко еди?ному, недоумева?яся колеба?шеся.

Смири?вся нас ра?ди бога?тый, от ве?чери воста?в, ле?нтий прие?м, сим препоя?сался еси?, и прекло?нь вы?ю, омы?л еси? но?ги ученико?в и преда?теля.

Па?че ума?, и неизрече?нна ра?зума высоте? Твое?й, Иису?се, кто не удиви?тся! Я?ко бре?нию предста?л еси?, Соде?телю вся?ческих, омыва?я у?бо но?ги, отира?я же и ле?нтием.

Учени?к, его?же любля?ше Госпо?дь, на пе?рси возле?г, рече? к Нему?: кто есть предая?й Тя? Христо?с же ко о?ному: сей вложи?вый в соли?ло ны?не ру?ку.

Учени?к хлеб прие?мый, по хле?бе отлуча?ется, прода?нию поуча?яйся, тече?т ко иуде?ем, глаго?лет беззако?нным: что мне хо?щете да?ти, и аз Его? вам преда?м.

Благослови?м Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, Го?спода.

Единаго Бо?га по Существу? чту, три Ипоста?си пою? определи?тельне, и?ныя, но не и?наковыя, поне?же Божество? еди?но, в трие?х Ли?цех, и?бо Оте?ц, и Сын, и Боже?ственный Дух.

И ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в, ами?нь.

Богородичен: Изба?ви нас, Иису?се Спа?се наш, от ле?сти лука?ваго, и напа?сти. Приими? Богоро?дицу моля?щуюся непреста?нно, Ма?ти бо есть, и мо?жет Тя умоли?ти.

Хва?лим, благослови?м, покланя?емся Го?сподеви, пою?ще и превознося?ще во вся ве?ки.

И паки ирмос: Его?же во?инства небе?сная: И поклон.

Песнь 9.

Ирмос: Безсе?меннаго зача?тия Рождество? несказа?нное, Ма?тере безму?жныя нетле?нен Плод, Бо?жие бо рожде?ние обновля?ет естества?. Те?мже Тя вси ро?ди, я?ко Богоневе?стную Ма?терь, правосла?вно велича?ем.

Вели?кое та?инство Твоего? вочелове?чения, на ве?чери совозлежа?щу Тебе? ученико?м Твои?м, Человеколю?бче, откры?в рекл еси?: яди?те Хлеб живо?тный ве?рою, пи?йте и Кровь излия?нную от Богоре?бреннаго заколе?ния.

Сень небе?сная яви?ся го?рница, иде?же Па?сху Христо?с соверши?. Ве?черя безкро?вная, и слове?сная слу?жба, трапе?за же та?мо соверше?нных Таин, мы?сленный же?ртвенник.

Па?сха Христо?с есть вели?кая и всечестна?я, снеде?н быв я?ко хлеб, закла?н же я?ко овча?, Той бо вознесе?ся о нас Же?ртва. Того? Те?ла благоче?стно, и Того? Кро?ве вси та?йно причаща?емся.

Хлеб благослови?в, Хлеб сый небе?сный, благодари?в Отцу? Роди?телю, прие?мый, и ча?шу ученико?м дава?л еси?: приими?те, яди?те, вопия?, сие? есть Те?ло Мое? и Кровь нетле?нныя жи?зни.

Ами?нь глаго?ля, – рече? ро?ждиям Лоза?, апо?столом Христо?с и?стина, – отсе?ле не и?мам пи?ти от лозы? питие?, до?ндеже пию? е? но?вое, во сла?ве Отца? Моего?, с ва?ми насле?дники Мои?ми.

Продае?ши на три?десятих сре?бреницех Го?спода, и не помышля?еши Иу?до беззако?нный Ве?чери та?инство, или? честно?е умове?ние. О ка?ко попо?лзся паде?нием в коне?ц све?та прише?л еси?, удавле?ние облобыза?в!

Ру?це просте?рл еси?, и?миже хлеб прия?л еси? нетле?ния, прия?ти сре?бреники, уста? к целова?нию принося? льсти?вно, и?миже Те?ло Христо?во и Кровь прия?л еси?, но го?ре тебе?, я?коже рече? Христо?с.

Христо?с учреди? мир, небе?сный и Боже?ственный хлеб. Прииди?те у?бо христолю?бцы, бре?нными устна?ми, чи?стыми же сердцы?, прии?мем ве?рно жре?мую Па?сху, в нас священноде?йствуемую.

Слава: Отца? просла?вим, Сы?на превознесе?м, Боже?ственному Ду?ху ве?рно поклони?мся, Тро?ице неразде?льней, еди?нице по Существу?, я?ко Све?ту и Све?том, Животу? и Живото?м, животворя?щему и просвеща?ющему концы?.

И ныне, Богородичен: Черто?г небе?сный, и Неве?ста Присноде?ва, еди?на яви?лася еси?, Бо?га носи?вши, ро?ждши же непрело?жно, из Тебе? воплоще?нна. Те?мже Тя вси ро?ди, я?ко Богоневе?стную Ма?терь, правосла?вно велича?ем.

И паки ирмос: Безсе?меннаго зача?тия: